Статьи • 17.03.2025
221

Обществознание, 11 класс: кейс-стади в обучении праву

ФРП по обществознанию для базового и углублённого уровня предусматривают изучение права в 11 классе. Анализ сухой теории и юридических документов не всегда интересны для школьников. Когда мультфильмы уже неактуальны в силу возраста и уровня подготовки старшеклассников, можно обратиться к методу кейсов. Сегодня мы рассмотрим, в чём заключаются особенности кейса и как можно создать его самостоятельно. 
Кстати, для изучения права со старшеклассниками отлично подойдет блок «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» в «Облаке знаний».

Что такое «кейс»?

Учебный кейс – это реальная или вымышленная ситуация, при анализе которой предлагается выработать решение. Кейс позволяет наглядно продемонстрировать социальные явления, проблемные вопросы, создать стимул для обсуждения. Образовательные стандарты ориентируют нас на практическое применение знаний школьниками, и в этом смысле метод кейсов довольно эффективен. В процессе работы с учебной ситуацией происходит развитие познавательных, предметных, информационных и коммуникативных умений и навыков. Ценность формируемых компетенций возрастает – обучающиеся самостоятельно приходят к наиболее подходящему ответу, а не получают уже готовые знания от педагога.

Особенности правового кейса

Специфика правового раздела в обществознании позволяет применить учебный кейс, но стоит учесть несколько моментов.

  • Лучше, если ситуация будет реальной. Когда мы рассматриваем трудовые споры, уголовный процесс, защиту прав и свобод, правовая практика становится идеальным вариантом. Это уже не гипотетический, а существующий случай, и анализировать его интереснее.
  • Кейс должен включать сопроводительный материал: это могут быть фрагменты законов, образцы договоров, завещаний и других правовых документов. Обучающиеся анализируют представленную проблему и стремятся найти решение в правовом поле.
  • При первом взаимодействии с кейсом классу потребуется помощь учителя: можно совместно решить задачу и в процессе объяснить смысл работы. В дальнейшем учителю отводится роль координатора и наставника: важно не давать прямые подсказки к решению проблемы, а только направлять деятельность старшеклассников.

Как создать правовой кейс?

Создание кейса – трудоёмкий процесс. Предлагаем следовать простому плану действий.

Шаг 1: поиск правового материала

Поскольку идеальный правовой кейс – это случай из практики, нам предстоит обратиться к официальным ресурсам. Таким ресурсом может быть портал судебных и нормативных актов – «СудАкт»
На этом портале представлена практика всех судов, входящих в судебную систему Российской Федерации. Дела структурированы по отраслям (например, судебная практика по гражданским делам) и группам (дела по трудовым спорам – материальная ответственность).  

Кроме правовой проблемы – основы кейса, нам понадобится сопроводительный материал (статьи законов, образцы правовых документов). Найти законы в последней редакции можно в справочных правовых системах: «Консультант.Плюс» или «Гарант».

Шаг 2: формирование ситуации и проблемных вопросов

После того как основа и сопроводительный материал найдены, нужно сократить и структурировать информацию. Дела судебной практики объёмные: можно оставить суть правового спора и краткие сведения о действиях ключевых лиц. Проблемные вопросы к ситуации формируются по существу дела, например:

  • Как суд может разрешить возникший спор сторон? К какому закону следует обратиться для решения дела?
  • Удовлетворит ли суд требования истца? Каким законом будет руководствоваться судья?
  • Каким образом можно разрешить трудовой спор? Как закон регламентирует подобную ситуацию?
  • Как можно квалифицировать правонарушение? Какая ответственность предусмотрена законом за подобное деяние?

Важно ориентировать обучающихся на обращение к законодательству: аргументы должны быть подкреплены конкретными положениями правовых актов и документов.

Шаг 3: формирование файлов для учеников и учителя

Когда кейс готов, нужно создать два текстовых файла: первый: с ситуацией, вопросами и сопутствующим материалом – для учеников; второй: с ситуацией, вопросами и возможными ответами – для учителя.

Применение кейса на уроке

Кейсы целесообразно использовать на уроках закрепления / обобщения знаний. Наиболее эффективная форма работы – групповая. Перед взаимодействием с кейсом нужно обозначить классу цель работы – найти подходящее решение проблемы и аргументировать свою позицию, исходя из положений закона. Помните, что в результате обсуждения кейса вариантов решения может быть много. На этом этапе важно прийти к единому мнению: рассмотреть все аргументы, а затем на основании положений закона подвести итог дела. Не пропускайте этап рефлексии: предоставьте классу возможность рассказать об успехах или трудностях в работе, о своих впечатлениях и приобретённых навыках.

Итоги

Применение кейсов – это актуальный и увлекательный метод обучения праву, подразумевающий приоритет самостоятельной работы обучающихся. Анализируя ситуацию и применяя положения законодательства, старшеклассники развивают сразу несколько компетенций и заодно повышают уровень правовой грамотности, эрудиции. Безусловно, создание кейса – сложный и трудозатратный процесс, но все старания учителя компенсирует мотивация и интерес класса к изучаемой теме.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»
Логотип облако знаний
+7 (499) 322-07-57
info@oblakoz.ru

Контактный центр

МО, г. Долгопрудный,
Лихачевский проезд, 4, стр. 1

Отдел заботы о пользователях

Политика конфиденциальности

© ООО «Физикон Лаб», 2025

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪