Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Природа России. Климат и климатические ресурсы».
Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.
Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Урок по географии на тему «Климатические пояса и области России», 8 класс
Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.
Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.
Фрагмент технологической карты урока:
Класс | 8 класс |
Тема урока | Климатические пояса и области России |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты | |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Ключевые слова | Климатический пояс, климатическая область, типы климата: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, морской, субтропический |
Краткое описание |
Урок с использованием ЭОР:
|
Начало урока – важный элемент учебного процесса, направленный на обеспечение условий для осознанного восприятия нового учебного материала, стимулирование мыслительной деятельности учащихся.
Для вхождения в тему урока и создания мотивации на учебную деятельность учитель предлагает учащимся познакомиться с нижеприведённым заданием.
Фрагмент самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России»
Учитель сообщает учащимся, что это задание является составной частью домашней работы, которая будет задана по итогам предстоящего урока, и предлагает подумать, какова будет тема урока. Учащиеся предлагают темы: «Различия в климате на территории России», «Типы климата в России» и тому подобные. Учитель напоминает, что различия в климате фиксируются на карте в виде климатических поясов и областей. Таким образом, тема урока может быть определена как «Климатические пояса и области России».
Этап актуализации знаний создаёт связь между предыдущими уроками и текущим учебным содержанием. Этот этап помогает ученикам вспомнить ранее изученный материал, создавая основу для изучения новой темы.
Чтобы лучше уяснить разницу в типах климата, встречающихся на территории России, необходимо повторить закономерности распределения температуры и осадков, которые были изучены на предыдущем уроке. Поэтому данный этап проводится с опорой на задания самостоятельной работы по теме предыдущего урока, которую учащиеся выполняли дома (выборочная проверка, обобщение).
Фрагменты самостоятельной работы по теме «Распределение температуры воздуха и атмосферных осадков по территории России»
Этап целеполагания обеспечивает понимание учащимися того, что они должны вынести из урока, создаёт основу для последующих этапов урока.
Учитель предлагает учащимся сформулировать цель и конкретные задачи урока:
- узнать, какие типы климата встречаются на территории России;
- установить их отличительные черты и особенности;
- научиться узнавать типы климата по имеющейся информации (в том числе для решения практико-ориентированных задач).
Освоение нового материала – ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает им усвоить её. Для осуществления учебных действий по освоению нового материала на этом этапе, как и на предыдущем, целесообразно использовать учебные материалы сервиса «Облако знаний».
Возможные виды деятельности на этом этапе:
- работа с картой климатических поясов и областей России (демонстрация опорного конспекта);
- фронтальная беседа: Сколько климатических поясов выделяется в России? Какие из них занимают наибольшую и наименьшую площадь? С чем связано разделение умеренного климатического пояса на такое большое количество областей? Чем они отличаются друг от друга (с опорой на известные учащимся закономерности распределения температур и осадков)? Для достижения запланированных личностных результатов рекомендуется акцентировать внимание на экстремальности климата во многих районах России, сложности хозяйственного освоения территории в этих условиях, наличии большого числа крупных городов и посёлков в районах с самыми суровыми условиями
Опорный конспект по теме «Климатические пояса и области России»
- cамостоятельная работа учащихся в парах (микрогруппах): в 3–5 предложениях сформулировать характерные черты каждого типа климата (качественно, с акцентом на важнейшие отличия от других типов климата). Цель – научиться различать разные типы климата, не путать их друг с другом;
- pавершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения, которая является своеобразным контрольной точкой урока, позволяющей увидеть, насколько усвоен новый материал учащимися, и вовремя скорректировать ошибки. С этой целью можно предложить учащимся 2-3 задания из самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России» (в полном объёме она будет задана на дом). Для ответа вызывается несколько человек. Правильность ответов обсуждается.
Фрагменты самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России»
Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. Возможные виды деятельности на данном этапе: выполнение практико-ориентированных и творческих заданий, практических и проектных работ, заданий на развитие функциональной грамотности. Важно заметить, что на этом этапе урока акцент смещается на самостоятельную деятельность учащихся. Учитель же выполняет преимущественно роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.
В контексте данного урока на этом этапе целесообразно организовать работу учащихся с климатическими диаграммами. Учащиеся уже приобрели навык работы с ними в курсе 7 класса, сейчас этот навык можно использовать для отработки умения узнавать типы климата отдельных территорий России.
Работа в группах с последующим обсуждением результатов. Выполняется задание 4 из самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России». Возможно выполнение задания по вариантам (параметризованное задание).
С целью развития коммуникативных навыков на этапе обсуждения рекомендуется стимулировать диалог учащихся, «споры» между группами по поводу определения того или иного типа климата с обязательным условием обоснования своей точки зрения и уважительного отношения к суждениям других участников диалога.
Самостоятельная работа по теме «Климатические пояса и области России»
Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков позволяет учителю оценить уровень усвоения материала учащимися, а учащимся – оценить свои собственные знания и умения в процессе само- или взаимооценки. В 8-9 классах на этом этапе целесообразно использовать задания в формате ОГЭ.
Учащимся демонстрируются два задания ОГЭ из материалов сервиса «Облако знаний», связанных по содержанию с изучаемой темой (задания линии 3). Индивидуальная работа.
Тренировка заданий ОГЭ-2023 по географии. Задания линии 3
Учащиеся проводят самодиагностику, сравнивая свои ответы с эталоном.
№ задания | Ответ учащегося | Правильность ответа (+/-) |
Самооценка |
1 |
Материал урока усвоен: |
||
2 |
На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Подводятся итоги самодиагностики, делается общий вывод о результативности урока. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии, выражает уверенность, что теперь все смогут ответить на вопрос задания, с которого начинался урок.
В качестве домашнего задания учащимся назначается самостоятельная работа по теме «Климатические пояса и области России» (задавая её, учитель может по своему выбору исключить или оставить задания, которые разбирались на уроке; в заданиях с несколькими вариантами можно предложить учащимся тот вариант, который не был использован на уроке).