История • 9 класс
503

Образование и наука при Николае II

  • Естествознание. К. Циолковский впервые обосновал идею использования ракеты для исследования космоса, изложил теорию реактивного движения. Н. Жуковский, основоположник современной гидро- и аэродинамики, создал теорию гидравлического удара, рассчитал подъёмную силу крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта. П. Лебедев исследовал миллиметровые электромагнитные волны, открыл и измерил давление света. Нобелевская премия была присуждена академику И. Павлову, который создал учение о высшей нервной деятельности. В. Вернадский, основоположник комплекса наук о Земле, разработал учение о биосфере и ноосфере. И. Мечников в 1901 изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Учёный также создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
  • Философия и история. Русский «культурный ренессанс» расцвет философской мысли. Философы А. Лаппо-Данилевский, Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, П. Флоренский. Важное место в их трудах занимала проблема самобытного пути развития России, её особого предназначения. В. Соловьёв видел высшее проявление человека в любви к ближнему.  В 1909 С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Струве и др. выпустили сборник «Вехи». Начинается новый подъём в исторической науке. Известными историками были В. Ключевский, С. Платонов, Н. Рожков, В. Семевской, М. Покровский.
  • Образование. Растёт уровень грамотности, строятся новые школы (большую роль в этом сыграли земства). Для ликвидации безграмотности открываются различные учреждения народного просвещения: воскресные школы, рабочие курсы, народные дома, создаваемые на частные средства. Увеличилось количество гимназий, реальных училищ. Совершенствовалась система профессиональных училищ  горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих.
  • В университетах после 1905 была восстановлена автономия, возвращена выборность ректоров и деканов, разрешена деятельность студенческих организаций. Создавались новые вузы. Возникли «народные университеты» (университет А. Шанявского, педагогический институт П. Шелапутина). Развивалось женское образование: были открыты около двух десятков высших женских курсов.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»
Логотип облако знаний
+7 (499) 322-07-57
info@oblakoz.ru

Контактный центр

МО, г. Долгопрудный,
Лихачевский проезд, 4, стр. 1

Отдел заботы о пользователях

Политика конфиденциальности

© ООО «Физикон Лаб», 2025

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪