- Поскольку воспитание осуществляется не от случая к случаю, а систематически и последовательно, оно обладает собственной структурой.
- Структура процесса воспитания отражает внутреннюю связь и согласованность его компонентов. К структурным элементам воспитательного процесса относят:
- диагностический компонент: педагог определяет уровень развития личностных качеств учащихся, оценивает их поведение, выявляет положительные и отрицательные черты;
- целевой компонент: в зависимости от уровня воспитанности учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей педагог обозначает цель и задачи дальнейшей работы;
- содержательный компонент: педагог устанавливает направления воспитательной работы, фиксирует план воспитания;
- технологический (деятельностный) компонент объединяет формы, методы, приёмы осуществляемого воспитания;
- результативный компонент: педагог определяет итоги воспитательной работы, оценивает эффективность воспитательного взаимодействия.